пятница, 11 мая 2012 г.

Особенности учебного проекта


Идёт активная работа в группах по разработке и созданию социальных проектов, а за окном свиристели...
Вниманию десятиклассников! 
Итогом изучения курса ОРР будет защита социального учебного проекта 
(группового или индивидуального)
тема: по желанию, предпочтению и выбору самих учащихся.

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая  реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

          *Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении;   практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.
    Цели использования  учебного проектирования:
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;
  • развивать исследовательские умения;
  • развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
      Этапы разработки учебного проекта:

  1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
  2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов  деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум…).
  3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных,  получение  нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).
  4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
  5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
  6. Заключительный  (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

     В учебном проекте затрагиваются элементы  нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.
  
 Учебные проекты могут:
  • иметь специфические особенности для сфер учебных предметов: естественно - научно цикла, гуманитарного цикла, экологического цикла, краеведческого цикла, обществоведческого и т.д. цикла;
  • иметь междисциплинарные общие черты;
  • быть управляемыми  учителем и полностью самостоятельными;
  • характеризоваться объективной новизной результатов или просто открывать неизвестное только для определенной группы учащихся;
  • не ограничиваться рамками учебного процесса, а иметь личностную и социальную перспективу;
  • быть продуктивными для общества с точки зрения решения его проблем, или подготовки умных молодых людей, воспитания неравнодушных и ищущих, творческих людей.
 Учебные проекты чаще всего подразделяют на персональные и групповые.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
  • учащийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ:
  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов по-настоящему эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».


  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или лично значимой  проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают занятия в Доме технического творчества, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений для занятий техническим творчеством (с точки зрения интересной именно детям, а не взрослым) для младших школьников или рекламную продукцию для привлечения к занятиям учащихся.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
  5. Представление заказчику и (или) общественности (или учителю, если проект касается учебной дисциплины) готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
 Некоторые  ученые говорят «проект – это пять «П»:
  1. проблема,
  2. проектирование (планирование),
  3. поиск информации,
  4. продукт  (создание проектного продукта),
  5. презентация проектного продукта.
Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов),  в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
 Приведем небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
  • Учебная расширенная презентация определенной темы по предмету  (например:  «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),
  • Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: зеленый уголок в школе, краеведческий уголок в кабинете),
  • Рекламный буклет (например:  для школьной Сладкой ярмарки),
  • Туристический буклет (например: «Духовные «жемчужины» края),
  • Сценарий телепередачи (например: «Животные из красной книги нашего края),
  • Сценарий радиопередачи в школе (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),
  • Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме,
  • Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),
  • Тематическая экскурсия в  школьном музее или по тур.объекту,
  • Анализ данных социологического опроса с выводами,
  •  Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,
  • Видеофильм   (например: «Народные детские игры», «Наши таланты»),
  • Тематическая выставка  (например, рисунков к Дню науки, рукоделия),
  • Тематические газета, журнал,
  • Проект действующей, будущей фирмы,
  • Законопроект,
  • Фантастический проект (например: «Город моей мечты», «Спортивная площадка нашего двора», «Школа моей мечты»),
  • Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),
  • WEB-сайт (школы, класса, группы, отдельного человека, фирмы, города).
  • Коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий,  коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…),
  • Костюм  (показ собственной линии или показ театрального костюма),
  • Модель  изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),
  • Музыкальное или литературное  произведение (собственного сочинения),
  • Мультимедийный продукт (например,  к интегрированному  уроку «Минералы в химии и географии»),
  • Оформление кабинета (например, проект стендов),
  • Постановка (спектакль, сценарий праздника),
  • Прогноз  развития ситуации (например, экологической),
  • Система школьного самоуправления (общественная модель, прогноз),
  • Справочник (например, топонимике улиц города),
  • Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),
  • Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь учителю, в помощь учащимся,
  • Дневник путешествий,
  • Словарь  (по определенной теме),
  • Главы из учебника будущего,
  • Экологические программы мониторинга «……»  объекта,
  • Сборник научно-фантастических сочинений,
  • Коллекция интересных геометрических фигур
 Презентация (защита) учебных проектов может быть проведена в виде:
  • стендовых докладов,
  • выставки проектов,
  • устной защиты проектов перед слушателями с мультимедийными презентациями и демонстрациями изделий, изобретений, продуктов,
  • деловой игры,
  • демонстрации  видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий),
  • диалога исторических или литературных персонажей,
  • защиты на «Ученом Совете»,
  • деловой игры с залом,
  • ролевой игры,
  • иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох,цивилизаций,
  • инсценировки реального или вымышленного исторического события,
  • научной конференции,
  • пресс-конференции,
  • вечера вопросов и ответов,
  • научного доклада,
  • отчета исследовательской экспедиции,
  • путешествия,
  • рекламы,
  • спортивной игры,
  • соревнования,
  • спектакля,
  • театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа),
  • телепередачи,
  • тематической экскурсии,
  • виртуального путешествия,
  • беседы.
     При выборе модели защиты проектной группе следует учесть, будут ли видны в презентации  все компоненты проекта, которые обычно оцениваются жюри, как будет показана:
  • Актуальность и значимость темы, цель и задачи проекта, проведенное внутри него исследование, выводы, на которых основано создание проектного продукта, варианта решения проблемы.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Оригинальность решения проблемы.
  • Ценность и новизна полученного проектного продукта.
  • Самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте.
  • Научность, артистизм, убедительность и выразительность выступления.
  • Раскрытие содержания проекта на презентации.
  • Использование средств наглядности, технических средств.Ответы на вопросы

Комментариев нет:

Отправить комментарий