Идёт активная работа в группах по разработке и созданию социальных проектов, а за окном свиристели...
Вниманию десятиклассников!
Итогом изучения курса ОРР будет защита социального учебного проекта
(группового или индивидуального),
тема: по желанию, предпочтению и выбору самих учащихся.
Учебный (ученический) проект -
организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое
изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая
реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая
использование исследовательских и поисковых методов.
*Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.
Цели использования учебного
проектирования:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;
- развивать исследовательские умения;
- развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Этапы разработки учебного
проекта:
- Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
- Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум…).
- Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).
- Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
- Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
- Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
В учебном
проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности:
познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной,
ценностно-ориентационной.
Учебные проекты могут:
- иметь специфические особенности для сфер учебных предметов: естественно - научно цикла, гуманитарного цикла, экологического цикла, краеведческого цикла, обществоведческого и т.д. цикла;
- иметь междисциплинарные общие черты;
- быть управляемыми учителем и полностью самостоятельными;
- характеризоваться объективной новизной результатов или просто открывать неизвестное только для определенной группы учащихся;
- не ограничиваться рамками учебного процесса, а иметь личностную и социальную перспективу;
- быть продуктивными для общества с точки зрения решения его проблем, или подготовки умных молодых людей, воспитания неравнодушных и ищущих, творческих людей.
Учебные проекты чаще всего
подразделяют на персональные и групповые.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
- учащийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Одна из
крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва),
считает, что метод проектов по-настоящему эффективен лишь в сочетании с
«технологией работы в группах сотрудничества».
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или лично значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают занятия в Доме технического творчества, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений для занятий техническим творчеством (с точки зрения интересной именно детям, а не взрослым) для младших школьников или рекламную продукцию для привлечения к занятиям учащихся.
- Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
- Исследовательская работа учащихся как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
- Представление заказчику и (или) общественности (или учителю, если проект касается учебной дисциплины) готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Некоторые ученые говорят
«проект – это пять «П»:
- проблема,
- проектирование (планирование),
- поиск информации,
- продукт (создание проектного продукта),
- презентация проектного продукта.
Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио
(папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том
числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Приведем небольшой перечень возможных выходов
проектной деятельности:
- Учебная расширенная презентация определенной темы по предмету (например: «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: зеленый уголок в школе, краеведческий уголок в кабинете),
- Рекламный буклет (например: для школьной Сладкой ярмарки),
- Туристический буклет (например: «Духовные «жемчужины» края),
- Сценарий телепередачи (например: «Животные из красной книги нашего края),
- Сценарий радиопередачи в школе (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),
- Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме,
- Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),
- Тематическая экскурсия в школьном музее или по тур.объекту,
- Анализ данных социологического опроса с выводами,
- Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,
- Видеофильм (например: «Народные детские игры», «Наши таланты»),
- Тематическая выставка (например, рисунков к Дню науки, рукоделия),
- Тематические газета, журнал,
- Проект действующей, будущей фирмы,
- Законопроект,
- Фантастический проект (например: «Город моей мечты», «Спортивная площадка нашего двора», «Школа моей мечты»),
- Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),
- WEB-сайт (школы, класса, группы, отдельного человека, фирмы, города).
- Коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…),
- Костюм (показ собственной линии или показ театрального костюма),
- Модель изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),
- Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения),
- Мультимедийный продукт (например, к интегрированному уроку «Минералы в химии и географии»),
- Оформление кабинета (например, проект стендов),
- Постановка (спектакль, сценарий праздника),
- Прогноз развития ситуации (например, экологической),
- Система школьного самоуправления (общественная модель, прогноз),
- Справочник (например, топонимике улиц города),
- Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),
- Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь учителю, в помощь учащимся,
- Дневник путешествий,
- Словарь (по определенной теме),
- Главы из учебника будущего,
- Экологические программы мониторинга «……» объекта,
- Сборник научно-фантастических сочинений,
- Коллекция интересных геометрических фигур
Презентация (защита)
учебных проектов может быть проведена в виде:
- стендовых докладов,
- выставки проектов,
- устной защиты проектов перед слушателями с мультимедийными презентациями и демонстрациями изделий, изобретений, продуктов,
- деловой игры,
- демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий),
- диалога исторических или литературных персонажей,
- защиты на «Ученом Совете»,
- деловой игры с залом,
- ролевой игры,
- иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох,цивилизаций,
- инсценировки реального или вымышленного исторического события,
- научной конференции,
- пресс-конференции,
- вечера вопросов и ответов,
- научного доклада,
- отчета исследовательской экспедиции,
- путешествия,
- рекламы,
- спортивной игры,
- соревнования,
- спектакля,
- театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа),
- телепередачи,
- тематической экскурсии,
- виртуального путешествия,
- беседы.
При выборе
модели защиты проектной группе следует учесть, будут ли видны в
презентации все компоненты проекта, которые обычно оцениваются жюри, как
будет показана:
- Актуальность и значимость темы, цель и задачи проекта, проведенное внутри него исследование, выводы, на которых основано создание проектного продукта, варианта решения проблемы.
- Полнота раскрытия темы.
- Оригинальность решения проблемы.
- Ценность и новизна полученного проектного продукта.
- Самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте.
- Научность, артистизм, убедительность и выразительность выступления.
- Раскрытие содержания проекта на презентации.
- Использование средств наглядности, технических средств.Ответы на вопросы
Комментариев нет:
Отправить комментарий